
В последние десятилетия значительно повысился уровень подготовленности спортсменов. Очевидным является рост технического и тактического мастерства. Однако возрастающие требования современного спорта предполагают высокий уровень развитости не только технико-тактичес
Соревновательная деятельность спортсмена характеризуется высокой степенью непредсказуемост
Психологическое сопровождение является важным современным компонентом в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренирово
Существующие сегодня в практике виды психологической помощи, психологической поддержки, психологического сопровождения спортсменов чрезвычайно разнообразны. Они различаются специалистами по характеру решаемых задач. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.
Для конкретизации представления понятий «психологическая помощь», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение» необходимо уточнить специфические особенности принятых в современной психологической и педагогической литературе терминов.
И.И. Мамайчук и его коллеги психологическую помощь рассматривают двупланово: в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологическог
Важным звеном психологической помощи спортсменам является психологическая поддержка. Теоретические предпосылки для построения модели психологической поддержки были созданы в гуманистической психологии: А. Адлером, Г. Олпортом, Л. Маслоу, К. Роджерсом, Р. Мэй В, Шуте, В. Франклом, Э. Фроммом и др. трактуют человека как активного, творящего, свободного и отвечающего за свои действия субъекта.
По своей сущности психологическая поддержка — это процесс межличностного взаимодействия, помогающие и направленные на помощь субъекту в становлении и развитии личности, в ходе которого у него возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Процесс психологической поддержки результирует себя актами саморазвития (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, Д.В. Василенко, И.Д. Котова, И.Е. Лилиенталь, И.И. Мамайчук, Н.Н. Мизина, Е.Н. Шиянов и др.).
Психологическое сопровождение является более широким понятием, чем психологическая подготовка. Психологическое сопровождение в спорте означает содействие в достижении максимальных для данного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессиональног
Психологическое сопровождение в спорте — это комплексная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: психологическую подготовку, психологическую готовность и подготовленность
М.Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение более углубленно в педагогической деятельности и считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психол
- систематическое отслеживание психолого-педаго
гического статуса индивида и динамики его психического развития - создание социально-психол
огических условий для развития личности и ее успешного обучения - создание специальных социально-психол
огических условий для оказания помощи индивидам, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении
Итак, можно сказать, что психологическое сопровождение — это:
- во-первых, один из видов социально-психол
огического патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологических служб; - во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате -эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций;
- в третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его:
- процессуальность
- пролонгированнос
ть - недирективность
- погруженность в реальную повседневную жизнь человека
- особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос»
Цель психологического сопровождения — полноценная реализация профессионально-
Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе. Е.Н. Белоус выделяет следующие задачи обеспечения психологического сопровождения спортивной деятельности.
- Анализ социально-психол
огических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте) - Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте)
- Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализирован
ные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями) - Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности)
- Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспорттрамм
ы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция)
Среди форм организации психологического сопровождения можно выделить три варианта:
В. Г. Сивицкий также отмечает, что к преимуществам этапной формы психологического сопровождения следует отнести такие возможности:
- привлечение специалистов на местах проживания спортсменов;
- распределение работы среди группы специалистов;
- коллегиальность в решении проблемных ситуаций;
- долгосрочное планирование психологической подготовки и др.
Перечисленные возможности еще не полностью реализованы в отечественной системе психологического сопровождения.
Основными видами деятельности спортивного психолога в процессе психологической подготовки являются следующие:
Среди наиболее актуальных для спорта высших достижений условий организации эффективного психологического сопровождения можно выделить
- творческое взаимодействие с тренером и психологами на всех этапах подготовки
- специализация психологов и объединение их в комплексные бригады
- долгосрочное планирование и системность психологической подготовки
Еще одним важным моментом рассмотрения проблемы психологического сопровождения является создание ее модели. Следует отметить, что таких моделей не так много.
В данном параграфе, мы предлагаем разработанную нами структуру психологического сопровождения спортсменов. Мы намерено не называем ее моделью. На наш взгляд, чтобы стать моделью психологического сопровождения спортсменов требуется многолетняя апробация, которая неизбежно приведет к изменениям в структуре и содержании.
Опыт нашей работы показывает, что взаимодействие психолога со спортсменами и тренером осуществляется в нескольких аспектах:
За профессиональной деятельностью психолога в спорте закреплены следующие функции:
Мы считаем, что полноценное психологическое сопровождение спортивной деятельности возможно, если работа психолога осуществляется в следующихнаправлениях:
- на этапах многолетней подготовки;
- в течение учебного года (этап многолетней подготовки часто более одного учебного года);
- на учебно-тренирово
чных сборах; - в ходе соревнований.
Каждая из описанных функций предполагает выполнение психологом определенных видов работ.
На этапах многолетней подготовки основными виды работ психолога являются: диагностика, моделирование психологической подготовки, контрольное тестирование и коррекционные мероприятия.
Диагностика осуществляется психологом при переходе с одного этапа на другой, диагностируется и сравнивается ряд показателей, характеризующих личностный рост и рост мастерства спортсмена. Итоги диагностики, а также цели и задачи, поставленные на следующий этап подготовки, определяют модель психологической подготовки. Формы, методы и средства психологической подготовки определяются спецификой психического и физического развития личности в конкретном возрасте, а также целями и задачами этапа многолетней подготовки. При моделировании и реализации психологической подготовки психологом осуществляются все виды работы психолога: постоянная, этапная, ситуативная (по В. Сивицкому). Осуществление контрольного тестирования позволяет определить эффективность форм, методов и средств, примененных в ходе психологической подготовки на конкретном этапе многолетней подготовки. Коррекционные мероприятия проводятся, если результаты контрольного тестирования, указывают на недостатки работы по психологической подготовке спортсмена.
В течение учебного года (этап многолетней подготовки часто более одного учебного года) основными видами работы психолога также являются: диагностика, моделирование психологической подготовки, контрольное тестирование и коррекционные мероприятия. Однако здесь они имеют свою специфику.
Каждый учебный год должен начинаться с диагностики. Результаты диагностики свидетельствуют о неких изменениях, которые характеризуют личностный рост и рост мастерства спортсмена в прошедшем учебном году. Итоги диагностики, а также цели и задачи, поставленные на следующий учебный год, определяют модель психологической подготовки. Моделирование психологической подготовки, ее формы, методы и средства определяются целями и задачами на учебный год. Осуществление контрольного тестирования позволяет определить эффективность форм, методов и средств, примененных в ходе психологической подготовки в течение учебного года. Коррекционные мероприятия проводятся, в случае, если результаты контрольного тестирования, указывают на необходимость повторного проведения развивающей работы со спортсменом.
На учебно-тренирово
В предсоревновател
Присутствие психолога на соревнованиях обусловлено его статусом в команде. Если психолог не является штатным и приглашается в команду для решения каких-либо конкретных задач, он может и не выезжать со спортсменами на соревнования. В этой ситуации основная нагрузка по психологическому сопровождению соревнований ложится на тренера или кого-либо из спортсменов. Естественно до начала соревнований психолог обучает тренера или спортсменов навыкам психорегуляции, которые помогут оказать нуждающимся спортсменам экстренную помощь. Если же в команде есть штатный психолог, то всю работу по сопровождению соревнований осуществляет он. Основными видами работ психолога на данном этапе являются регуляция психического состояния спортсмена во время соревнования (секундирование)
Итак, представленная нами структура психологического сопровождения спортсмена, на наш взгляд, хоть и не является завершенной, тем не менее, осмысление значимости психологического сопровождения спортивной деятельности должно пробудить интерес спортивных специалистов к данной проблеме, что позволит путем обсуждения опыта отдельных специалистов, обобщения его сформулировать основные принципы организации системы психологического сопровождения.
Наши клиенты










