fbpx

Наши телефоны

+7(7172)25-50-64
+7(701)537-60-45
[flexslider slug="slajder-na-glavnoj"]
Психическая саморегуляция

Психическая саморегуляция

В борьбе равных побеждает психология!

Пьер де Кубертен

Психологическая подготовка, психологическое сопровождение и психологическое обеспечение спортивной деятельности.

Изучении различий индивидуальных спортсменов , способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок.

Саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.

Основные задачи психологии спорта следующие:

1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;

2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);

3) подготовка к соревнованиям;

4) произвольная психическая регуляция;

5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером.

В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:

1) формирование команды; повышение сплоченности и ценностно-ориентационного единства

2) межличностные отношения в команде;

3) взаимоотношения с тренером или тренерским коллективом;

4) взаимоотношения с болельщиками, в том числе с «фанатами»;

Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

Разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.

Пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов — чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция),

Уделить внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.

Такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации и отношению спортсменов к своим победам и поражениям

Индивидуально-значимые факторы соревновательных ситуаций и специфика психопрофилактических мероприятий. Разработка и подбор комплексов психопрофилактических занятий в зависимости от выраженности индивидуально-типологических свойств. Учёт типичных и сугубо индивидуальных «сбивающих» факторов.

Мероприятия психопрофилактики при подготовке к конкретному соревнованию. Оптимизация социально-психологических условий в процессе предсоревновательной подготовки. Выбор средств саморегуляции для предсоревновательной подготовки, уточнения по реализации приёмов саморегуляции с учётом прогнозируемых соревновательных ситуаций.Формирование объективной самооценки психического состояния. Формирование адекватного отношения к особенностям психического состояния и к соревнованиям.

Оперативные профилактические мероприятия, их специфика при подготовке к исполнению соревновательного упражнения. Организация деятельности спортсмена в ситуациях ожидания. Профилактика влияния текущих успехов и неудач.

Рекомендуемая литература (основная).

  1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.,1976.

  2. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М. ФиС, 1985.

  3. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. – М.: ФиС, 1983.

  4. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Теоретические аспекты двигательной активности. Л., 1976.

  5. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., ФиС, 1981.

  6. Гиссен Л.Д. Время стрессов: Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: ФиС, 1990.

  7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000. – С.237- 244.

  8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986.

  9. Евтимов В.А. Йога. М., 1986.

  10. Ильин Е.П. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья. СПбГУ, 2000.

  11. Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта: Современные направления в психологии.- Л., 1989.

  12. Крылов А.А. Деятельность, адаптация // Психология. М., 1998.

  13. Линдеман Х. Аутогенная тренировка (путь к восстановлению здоровья и работоспособности). М., 1980.

  14. Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики. М., 1996.

  15. Напреенко А.К. Петров К.А. Психическая саморегуляция. Киев, 1995.

  16. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

  17. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте – Л.,1977

  18. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. – СПб, 1999

  19. Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Динамика работоспособности // Психология. М., 1998.

  20. Шаронов А.В. Психосоциальная и коррекционно-реабилитационная работа. М., 1996.

  21. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.

  22. Сафонов В.К. Психическое состояние в спортивной деятельности: теория, диагностика, управление. СПб., 2004.

  23. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.

Опубликовать:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
Позвонить