fbpx

ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

Для более полумиллиона казахстанцев началась пора волнений и переживаний за результаты ЕНТ, до которого осталось совсем немного. Уточним, кто эти полмиллиона. В первую очередь, — это сами выпускники школ, затем их родители и близкие, само собой учителя и все, кто имеет отношение к системе среднего образования. То есть речь идет об ежегодном «судном дне», когда выставляется очередная оценка всей системе среднего образования страны за прошедший учебный год. Эти волнения в этом году усилены тем, что ужесточаются условия сдачи ЕНТ. Уже перестали «ломать копья»: нужен ЕНТ или нет. Надо признать, что это передовая мировая практика и в нашей стране с каждым годом устраняются все допущенные ошибки и недочеты и ЕНТ постоянно совершенствуется.
Но есть одна беда, которая влечет за собой понижение баллов, cнижение КПД интеллектуальных возможностей учащихся. Для этого необходимо обязательно в расчет брать психологическую подготовку всех участников этого процесса, само собой, в первую очередь, эти сами экзаменуемые учащиеся. Поэтому мы обратились к военному психологу, подполковнику вооруженных сил Республики Казахстан Айкыну Дюсембаеву с рядом интересующих нас и волнующие многих с вопросами, связанные с психологической подготовкой к сдачи ЕНТ.
Пусть не удивляет всех мое воинское звание, я после окончания факультета психологии Ленинградского государственного университета, все время занимался вопросами психологической подготовки к нештатным ситуациям, — так началась наша беседа.
Да мы знаем, что являетесь автором многих психологических тестов для отбора на учебу и работу, имеете опыт создания психологической службы в государственных структурах и ведомствах, специалистом по семейному консультированию. Но каким боком вы имеете отношение к системе образования, и в данном случае к сдаче ЕНТ?
Эта тема волнительная и на данный момент очень животрепещущая. В первую очередь, Вы, журналисты, наряду с педагогами и родителями чересчур нагнетаете обстановку, пугаете выпускников и фатально преувеличиваете значение школьного экзамена в жизни каждого школьника. Более того, не всех порадовало, когда как на пленарном заседании мажлиса Дарига Назарбаева раскритиковала работу Министерства образования и науки. Было заявлено, что проведение Единого национального тестирования стало одной из причин роста числа суицида среди подростков. Она, ссылаясь на информацию Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, заявила, что в стране пытается покончить с собой каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет. В прошлом году только в Южно-Казахстанской области зафиксировано более 50 случаев суицида среди учеников средних школ.
«Самыми распространенными причинами суицида эксперты называют эмоциональное и физическое насилие, невнимание родителей, травля со стороны ровесников, финансовые затруднения в семье. После введения единого национального тестирования количество самоубийств в Казахстане возросло. Если в 2009 году было зарегистрировано 209 случаев среди казахстанских школьников, то в 2010 году — 237 случаев», — отметила депутат мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева. То есть куда дальше. Одно ясно, что к ЕНТ нужно хорошо готовиться, особенно психологически.

А что, раньше никто этим не занимался, и как Вы пришли к этому вопросу?
Первый вопрос не ко мне. А по второму, я уже как-то говорил, но повторюсь. Несколько лет назад директор одной столичной школы попросила подготовить учащихся выпускных классов к ЕНТ психологически. Тогда мы впервые и разработали программу психологической подготовки выпускников к этим испытаниям. Для этого мы попросили студентов рассказать, как они чувстовали себя во время и после сдачи ЕНТ. Они говорили, что перед ЕНТ были напряженны и собраны. Особенно удивляли рассказы о своей усталости после экзамена. Одна говорила, что возвращаясь домой, споткнувшись упала и не могла самостоятельно подняться с земли, и просила прохожих о помощи. Другая проехала в автобусе свою остановку, так как, вцепившись в поручень, не смогла выйти из автобуса – ей тоже помогли. Это подтверждает, что сдача ЕНТ энергозатратна, требует напряжения сил, моральных, физических. А сама подготовка к ней очень похожа на подготовку спортсмена к важным соревнованиям. Нужно выработать режим дня и самодисциплину.
Исходя из этого мы начали занятия с выпускниками. Результат был ошеломляющим, в первую очередь для нас самих. Эта школа, которая, мягко говоря плелась в хвосте, по результатам ЕНТ вошла в пятерку сильнейших школ столицы.

У вас уже был опыт работы со спортсменами?
Да. Напомним ЕНТ требует много энергии, напряжения сил, моральных, физических. Требует того, что нужна в психологической подготовке спортсмена к важным соревнованиям или военных, работников МЧС к высокой стрессовой нагрузке.
Включение специальной психологической подготовки Министерством туризма и спорта в программу подготовки спортсменов к Олимпиаде в Пекине способствовало улучшению результата, и наша олимпийская сборная оправдала ожидания, войдя в 30-ку сильнейших, как и прогнозировали.
Вообще борьбу со стрессом одними из первых начали спортивные психологи. Ведь у спортсменов бывает «предстартовая лихорадка». Во время тренировок они показывают хорошие результаты, а на соревнованиях не могут повторить своих рекородов. Проблема в волнении, при котором человек не может показать то, что может. Поэтому, я бы даже сказал, что такая подготовка выпускника школы не менее ответственна и даже более масштабна, чем подготовка спортсмена. Она ориентирована не только на один экзамен – ЕНТ, но и на дальнейшие важные события в жизни и испытания, с которыми они столкнутся в будущем.
ЕНТ не всегда отражает реальную картину. Сколько баек, а с другой стороны иногда это вполне логично, когда троечники набирают больше баллов, чем «круглые» отличники. В первую очередь это связано с психическим напряжение, которое необходимо снизить насколько это возможно. Значит для этого должны поработать профессиональные психологи?
Да, действительно, бытует мнение, особенно среди учителей, о том, что отличники часто сдают ЕНТ ниже своих возможностей, в то время как троечники набирают больше баллов, чем от них ожидали. А дело все в том, что последние более первых тренированы к стрессовым ситуациям. К прозе жизни и суровой действительности они бывают лучше приспособлены и закалены, нежели более прилежные ученики. Чтобы успешно подготовиться к ЕНТ, важно правильно выстроить взаимоотношения трех сторон – участников процесса: учащихся, педагогов и родителей. Не секрет, что родители и учителя беспокоятся не меньше, я бы даже сказал, что они волнуются больше, иногда даже чрезмерно. За два-три дня многие родители сами начинают паниковать. А паника на корабле – очень опасная вещь – она передается. И лучшей помощью от родителей было бы вести себя спокойно, без суеты, без дрожи в голосе. Вести себя так, как вели в обычные дни. Не переспрашивать постоянно, готов ли ребенок к сдаче ЕНТ, насколько готов и задавать другие подобные вопросы. Школьники сами все прекрасно понимают и сами очень ответственны в эти дни.
И учителям за пару месяцев до тестов стоит перейти от поучений и менторского тона к более уважительным, партнерским отношениям, ведь перед ними уже взрослые люди.
По сути вся наша подготовка сводится к принижению значения ЕНТ в сознании человека. Кому как не нам, взрослым, знать, что успех в жизни зависит не от количества набранных на ЕНТ баллов, а скорее от трудолюбия, усидчивости, везения, случая, основательного подхода к любому делу и многих других личных качеств, коими наделен каждый человек. Так стоит ли тогда так переживать?
А приходилось, ли готовить отдельно взятого ученика?
Нет. Но один раз это случилось: за 3 дня до ЕНТ звонит мне жена моего друга и говорит: «сын черезчур волнуется и во время последнего пробного тестирования не мог справиться с дрожью в руках». Прихожу к ним. Оказывается, что на последнем пробном тестировании, его волнение было настолько сильным, что он не смог закрашивать кружочки. Руки тряслись, когда он брал в руки вопросник, затем, он никак не мог ничего понять и вспомнить ответы. Родители купили ему линейку с кружочком, чтобы пользоваться на ЕНТ. Я провел с ним пару занятий. Он успокоился. На ЕНТ пошел без линейки и набрал 106 баллов и получил грант на выбранную специальность. Причем он на пробных тестах он набирал 90 баллов, при среднем балле его аттестата 4,1.
А каков Ваш опыт за эти несколько лет. Вы ограничились только школами и одним индивидульным занятием?
Нет, конечено. После успеха в столичной школе, мы самым серьезным образом взялись за эту работу. Нас стали приглашать в разные регионы Казахстана.
Как это происходит, кто инициатор, видно вы очень хорошо провели рекламную компанию и теперь пожинаете плоды?
Никакой особой рекламной компании не проводили. Есть такое хорошее являение, как «сарафанное радио» или же по-казахски «ұзын құлақ». Опять же все началось по-казахски. Один мой родственник, работающий районном акимате спросил могу ли я помочь и сразу потребовал конкретных результатов. Не буду подробно описывать, но мы уже поработали в нескольких районах. Результаты средних баллов не менее 10-12 плюс к предыдущему году. Особенно высокие балы были в Шетском районе, потом Шортандинском, Зерендинском, Абайском районах. Но это сезонные работы, в общем у нас много других направлений.
Теперь, лично о Вас, над чем работаете, и самое главное, пожалуйста, микролекцию для всех, кто готовится к сдаче ЕНТ?
Я закончил факультет психологии Ленинградского государственного университета имени Жданова. Преподаю психологию в Академии государственного управления при Президенте РК. Провожу работу по выявлению детской одаренности по государственным программам «Дарын» и «Болашақ». Тестируем, проводим тренинги креативного мышления, лидерства, уверенного (ассертивного) поведения и другие. Консультируем по вопросам выбора профессии, семьи и брака, избавления от зависимостей, вредных привычек (аддикций). Руковожу работой центра психологии «Касиет».
Выпускникам, их учителям и родителям хочу сказать, что ЕНТ является одной из разновидности экстремальной ситуации, что вызывает экзаменационный стресс (синдром нервного перенапряжения).
Сдача ЕНТ, вызывая психическую напряженность, относится к одному из видов экстремальной ситуации. Особенностями экстремальных ситуаций являются изменения, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях, проявляющиеся с разной интенсивностью в зависимости от срока действия стрессоров и индивидуальных особенностей.
Подготовка и сдача ЕНТ сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников, вызванным интенсивной умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой, крайним ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями.
“Экзаменационный стресс“, нередко обусловливая так называемый экзаменационный невроз, является несомненным психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов”.
Основной стрессогенный момент ситуации сдачи ЕНТ заключается в:
1. высокой значимости результатов ЕНТ;
2. отсутствии у большинства школьников навыков саморегуляции состояния в сложных ситуациях.
Основные стресс–факторы, вызывающие эмоциональные реакции вредно действующие на организм и мешающие успешной сдаче ЕНТ:
— угроза потерпеть неудачу на экзамене,
— конфликтные ситуации с преподавателями, родителями,
— плохие отметки,
— состояние неопределенности,
— дефицит времени и необходимость повторения большого объема учебного материала и т.п.
Психоэмоциональный стресс сопровождается значительными внешними двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями.
Согласно исследованиям ряда авторов, под влиянием экзамена повышается или понижается артериальное давление, частота пульса, температура кожи, показатели ЭКГ, кровенаполнение сосудов мозга, тремор рук. Возрастание напряжения проявляется: а) субъективно — в переживаниях беспокойства, тревожности, раздражительности, напряженности, угнетенном состоянии, б) объективно – в физиологических проявлениях: повышении кровяного и внутриглазного давления, усиления функций выделительных систем организма, мускульного напряжения (спазмов), изменения сердечной деятельности и дыхания.
Как показали психофизиологические исследования у 37% студентов в период экзаменационной сессии отмечалась повышенная утомляемость.
Степень нервного напряжения зависит от длительности действия стресс-факторов: если у студентов длится только в период сессии, то у школьников 11 класса — почти 9 месяцев (подготовку к ЕНТ начинают часто с сентября).
С нашей точки зрения, у лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, “экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания”.
Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным.
Особенностью экзаменационного стресса является интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше величины объективной опасности.
Подготовка систем организма намечается уже за несколько дней до экзамена (ЕНТ). Непосредственно перед ЕНТ наблюдаются:гуморальные изменения, изменение состояния вегетативной нервной системы в виде изменения ЧСС (частоты сердечных сокращений), артериального и систолического давления, частоты дыхания, снижается объём восприятия, снижение и искажение материала, извлекаемого из памяти, происходит уменьшение объёма оперативной памяти.
Это приводит к росту ошибок, начинает страдает логичность, ассоциативность, критичность и продуктивность мышления, происходит нарушение оперативного мышления, снижается темп умственной деятельности. Возрастает латентный период сенсомоторной зрительной и слуховой реакций, нарушается координация и точность движений, падает уверенность в себе, снижается самоконтроль и самооценка. Проявляется фрустрация в виде агрессивности, негативизма, эгоцентризма, упрямого повторения действий.
Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия стрессора. Учащийся реагирует на экзамены (ЕНТ) в соответствии со своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение и других.
Таким образом, учеба в выпускном классе связана с эмоциональными переживаниями для достижения поставленной цели и преодолением «трудной» ситуаций (ЕНТ). У выпускников значительно повышается напряженность различных функций организма под влиянием «хронического стресса» — повышения интенсивности учебных и эмоциональных нагрузок.
Исходя из этого, мы разработали серию специальных психологических тренингов для повышения устойчивости адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам.
У психологов часто просят советов, поэтому можно высказать следующие рекомендации взрослым:
Не завышать искусственно значимость ЕНТ.
Самим быть примером (образцом) спокойного поведения в экстремальной ситуации.
Психологам провести соответствующую работу с педколлективом и родителями (по снятию их нервного напряжения).
В выпускных классах организовать психологический тренинг по теме «Психологическая подготовка к стрессовой ситуации, в т.ч. ЕНТ».

Желаю спокойствие и уверенного поведения!
Беседу вел Б. Асанұлы

Опубликовать:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google